Банкротство через налоговую инспекцию

Содержание

Инспекции пришлось доказывать законность доначислений в рамках дела о банкротстве

Банкротство через налоговую инспекцию

суть спора Компании не удалось отбить часть доначислений в досудебном порядке. В суд она не обращалась. Один из кредиторов инициировал процедуру банкротства. Инспекция обратилась в суд с заявлением о включении недоимки в реестр требований кредиторов. Компания вынудила инспекцию заново доказывать правомерность доначислений, но уже в рамках процесса по банкротству

цена вопроса Около 7 млн рублей

чего это стоило Пришлось доказывать, что судьи по делу о банкротстве не обязаны учитывать факты, отраженные в решении налогового органа, несмотря на то что оно вступило в силу

Владислав Каминский, управляющий партнер юридической компании «Каминский, Степанов и партнеры»

В ходе выездной проверки контролеры усомнились в реальности сделок с тремя контрагентами. Они доначислили компании НДС, пени и штраф на общую сумму 16 млн рублей. По результатам рассмотрения возражений на акт проверки компании удалось снять претензии в отношении одного из контрагентов.

Впоследствии компания подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Региональное управление признало правомерными вычеты по субподрядным работам в здании одной из инспекций города. Однако по другим строительным работам, которые выполнял тот же контрагент, УФНС не согласилось с обоснованностью вычетов. В итоге компании удалось снизить доначисления до 7 млн рублей.

Кредитор обратился в суд с требованием признать компанию банкротом

Организация доказала реальность выполнения субподрядных работ и добросовестность контрагентов. Субподрядчики располагали ресурсами для ведения деятельности, своевременно уплачивали налоги. Несмотря на это, компания не стала обжаловать оставшиеся претензии в суде. Она учла негативную судебную практику по данному вопросу в своем федеральном округе. Таким образом, решение инспекции вступило в силу.

Через три месяца один из кредиторов компании обратился в суд с требованием признать ее банкротом. Судьи ввели процедуру наблюдения, назначили временного арбитражного управляющего. Инспекция тут же обратилась в суд с заявлением о включении недоимки в реестр требований кредиторов. Однако налоговики составили заявление с недочетами, и суд оставил его без движения.

Суд признал компанию банкротом и открыл конкурсное производство. Инспекции по-прежнему не было в реестре требований кредиторов. Контролеры не могли повлиять на ход банкротства.

У компании появился шанс оспорить доначисления в третий раз

В ходе конкурсного производства суд решил рассмотреть заявление инспекции о включении недоимки в реестр требований кредиторов. Мы продолжали отстаивать интересы компании в судебном процессе по вопросу банкротства. Прежде всего мы заявили возражения на требование инспекции о включении недоимки в реестр (п. 2 ст. 71 Федерального закона от 26.10.02 № 127‑ФЗ). При этом мы возлагали надежды на то, что судья при рассмотрении доказательств будет использовать состязательный подход. У компании появился шанс оспорить доначисления инспекции по существу уже в третий раз.

Судьи по делу о банкротстве не обязаны учитывать факты, отраженные в решении по проверке, несмотря на то что оно вступило в силу. Организация настаивала, что решение инспекции незаконно. Мы предложили судьям заново исследовать доказательства контролеров в части доначисления НДС. Арбитры согласились с правомерностью такого подхода.

Налоговики категорически возражали против рассмотрения спора в третий раз. Они возмутились, что компания не пыталась обжаловать решение по проверке в суде (ч. 1 ст. 198 АПК РФ), а теперь возражает по существу. Общество пропустило трехмесячный срок на обжалование и теперь злоупотребляет процессуальными правами. Мы же смогли доказать, что банкротный судья должен заново исследовать законность решения инспекции.

Компания указала, что суд не обязан учитывать факты, отраженные во вступившем в силу решении инспекции (ст. 69 АПК РФ). Обстоятельства, установленные административными органами, подлежат доказыванию в арбитражном суде (постановление Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.07 № 3). Налоговый орган не обосновал в суде, почему его требования должны быть включены в реестр кредиторов без проверки по существу.

Суд сослался на Обзор судебной практики по банкротству, утвержденный Президиумом ВС РФ 20.12.16. Суд обязан проверять обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в силу судебным актом (п. 10 Обзора). Материалы налогового контроля можно использовать в качестве доказательств, на которые ссылается инспекция (п. 13 Обзора).

Налоговики все же смогли включить недоимку по НДС в реестр требований кредиторов, но на это им понадобилось шесть судебных заседаний. На протяжении всех шести заседаний мы ставили под сомнение обоснованность выводов контролеров, изложенных в решении по проверке. Компания оспаривала доказательства, представленные инспекцией. На судебных заседаниях присутствовали пять налоговиков как из районной ИФНС, так и из УФНС по субъекту. Несмотря на наши доводы, через три месяца суд все же признал требования инспекции о включении недоимки в реестр обоснованными.

Ценность третьей попытки оспорить доначисления в том, что все доказательства инспекции и аргументы компании рассматривали судьи из банкротного состава. Они имели возможность взглянуть на спор незамыленным взглядом, более беспристрастно, нежели судьи из налогового состава.

О полномочиях представителей должника

Еще одним камнем преткновения стала правомерность представления доверенными лицами интересов компании. Налоговики сочли, что мы не имели права действовать от имени налогоплательщика. Полномочия директора, который выдал нам доверенность, прекратились с приходом конкурсного управляющего. Значит, доверенность недействительна. Фискалы обратились с запросом к арбитражному управляющему. Он письменно сообщил, что доверенность не отзывал.

В суде мы указали, что в статье 126 Федерального закона от 26.10.02 № 127‑ФЗ отсутствует такое последствие открытия конкурсного производства, как прекращение действия ранее выданных доверенностей. Доверенность выдал бывший директор. Следовательно, при открытии конкурсного производства действие доверенности автоматически не прекращается.

Налоговики могли бы заявить, что действие доверенности прекращается вследствие введения процедуры банкротства. В этом случае компания утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности (подп. 7 п. 1 ст. 188 ГК РФ). Верховный суд прямо указал, что с введением конкурсного производства действие доверенностей, выданных бывшим директором должника, прекращается (п. 130 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.15 № 25). Однако контролеры не сослались ни на нормы Гражданского кодекса, ни на мнение Верховного суда.

Несмотря на промахи налогового органа, мы решили подстраховаться и обратились к конкурсному управляющему с просьбой подтвердить полномочия представителей. Он подтвердил действие доверенности, а также одобрил все процессуальные действия представителей (ст. 183 ГК РФ). Эти действия направлены на защиту прав должника и не нарушают баланс интересов кредиторов.

Компаниям стоит учитывать, что представитель вправе действовать от их имени только в ходе процедуры наблюдения. После введения конкурсного производства действие доверенности должен подтвердить арбитражный управляющий.

По итогам разбирательства получился полезный для компаний судебный прецедент. Важным он является и для налоговиков. В нашем случае об этом красноречиво свидетельствовало то, что на заседания контролеры ходили впятером.

Зачастую судьи из налогового состава не глядя отказывают налогоплательщикам в удовлетворении требований в части доначислений. Арбитры нередко забывают о том, что бремя доказывания нарушений лежит на проверяющих, и весьма формально применяют принцип состязательности. В таких условиях особенно важно получить право на рассмотрение спора банкротным судьей. Даже если выиграть не удастся, возражать против включения налоговой недоимки в реестр требований кредиторов выгодно. Это отличный способ оттянуть момент появления неудобного кредитора в виде налоговой инспекции.

Звезда
за правильный ответ

Тест

Неправильно

Правильно!

Адвокаты компании заставляли налоговиков доказывать обоснованность доначислений в рамках дела о банкротстве потому что…

Зачастую судьи из налогового состава не глядя отказывают налогоплательщикам в удовлетворении требований в части доначислений. Арбитры нередко забывают о том, что бремя доказывания нарушений лежит на проверяющих, и весьма формально применяют принцип состязательности. В таких условиях особенно важно получить право на рассмотрение спора банкротным судьей.

банкротный судья ничего не понимает в налоговых делах, его проще обвести вокруг пальца;

банкротный судья обязан исследовать законность решения инспекции;

нужно было затянуть банкротное разбирательство, чтобы успеть вывести активы;

общество пропустило трехмесячный срок на обжалование решения по проверке.

Источник: https://e.nalogplan.ru/564700

Компания БД Консалт — банкротство юридических и физических лиц в Москве

«БД Консалт» специализируется на  банкротстве физических и юридических лиц. Наши сотрудники берут на себя полное правовое сопровождение процедуры.

При этом осуществляется не только фактическая помощь во всех инстанциях, но и предоставляется полная информация о различных возможностях для клиентов и о последствиях тех или иных действий (бездействия).

Читайте также  Судебные споры о банкротстве

О нас и сколько стоит услуга банкротства

Нашим специалистам доверяют проведение банкротства и решение иных юридических проблем более десяти лет. За это время сотрудники, которые работают в ООО «БД Консалт»:

  • сумели списать десятки миллионов рублей задолженности;
  • завершили более пятидесяти процедур банкротства;
  • выиграли массу дел по убыткам и субсидиарной ответственности;
  • успешно оспорили множество сделок в предбанкротный период. 

Мы работаем с ведущими экспертами в различных областях профессиональной деятельности. Умение договариваться и тесное сотрудничество с самыми разными участниками процесса позволяют нам полностью его контролировать.

♦ узнать про руководство компании Вы можете в разделе Контакты

Мы беремся за оказание услуг по вопросу банкротства в случае наличия существенных долгов:

  • перед поставщиками и клиентами;
  • по налогам и сборам;
  • во внебюджетные фонды;
  • перед лизинговыми компаниями и банками;
  • перед сотрудниками по зарплате.

Мы поможем пройти через процедуру банкротства максимально безболезненно.

В целом на банкротство  с подготовительным этапом обычно уходит от 9 до 12 месяцев, стоимость услуг наших экспертов – от 30 тысяч рублей в месяц.

Более подробный расчет процедуры вы сможете получить:

— позвонив нам по телефону ↓↑;

— написав по электронной почте, в Viber, WatsApp, Telegram ↑ или он-лайн чат на сайте;

— заказав обратный звонок ↑;

— заполнив форму на бесплатную консультацию внизу страницы↓

или воспользовавшись нашим сервисом:

Преимущества и порядок процедуры

Банкротство, особенно с юридической помощью, — безопасная и цивилизованная методика ликвидации фирмы в сложных обстоятельствах. Инициировать процедуру могут кредиторы, ИФНС или сам должник. Главное условие – срок долгов более 3 месяцев, сумма совокупного долга более 300 тыс. рублей и невозможность его погасить, если речь идет о банкротстве юридической компании, а не физического лица или индивидуального предпринимателя.

Процедура банкротства нужна, чтобы:

  • списать все задолженности;
  • официально прекратить деятельность организации;
  • избежать преследования и ответственности (уголовной, административной и субсидиарной).

Ключевой момент при этом – назначение опытного, доброжелательного управляющего.

Он правильно:

  • оценит положение компании;
  • проведет корректный анализ долгов;
  • эффективно проработает отношения с кредиторами и госорганами;
  • оформит все текущие документы.

От отношений с этим официальным лицом многое зависит!

Чего следует избегать

Любая грамотная консультация юриста по банкротству покажет, что простая ликвидация компании с большими долгами нежелательна и невыгодна. Ведь в самом ее начале налоговые инспекторы проведут проверку, в ходе которой могут выявить массу недоимок, которые будут взысканы принудительно. Что еще неприятнее – имущество и счета будут арестованы, а руководителей могут привлечь к ответственности.

Аналогичная ответственность грозит руководителям и в том случае, если независимый арбитражный управляющий найдет признаки фиктивного и/или преднамеренного банкротства. Он будет обязан уведомить о своих открытиях суд и принять меры к тому, чтобы привлечь к ответственности виновных.

Почему не нужна альтернативная ликвидация?

Альтернативная ликвидация фирмы – это ее продажа другим лицам или реорганизация. Она обычно абсолютно не годится.

В последние 5 лет практически все альтернативные способы закрытия компании с долгами не действуют. Более того, абсолютно все они не дают гарантий, что в будущем контролирующие должника лица, участники или исполнительные органы не будут привлечены к ответственности.

Лучше нанять юриста и обратиться в арбитражный суд, поскольку:

  • юрлицо в большинстве случаев все равно остается (со всеми вытекающими рисками);
  • ФНС может запустить принудительную ликвидацию компании и привлечь собственников и руководителей к ответственности, в том числе и субсидиарной;
  • вас могут обвинить в неподаче документов (в том числе заявления о банкротстве) в должные сроки;
  • банкротство все чаще отменяют решением суда.
Обратившись к нам, Вы получите квалифицированные услуги опытного юриста по банкротству. Мы поможем избежать серьезных ошибок!

♦ дополнительная информация находится также в разделах: Банкротство юридических лиц, Банкротство физических лиц, Банкротство ИП.



Что такое срок исковой давности.Под таким сроком принято понимать период времени, в течение которого предоставляется судебная защита нарушенного права.По общему правилу такой срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, а сам срок в общем случае (есть еще специальные сроки) составляет 3 года.

Иными словами лицо, узнавшее, что обязательство перед ним не выполняется, может рассчитывать на судебную защиту лишь в течение 3 лет с этого момента.

Источник: https://bdcon.ru/

Налоговая подала в суд на банкротство

Москве.Дмитрий Юрьевич, когда налоговые органы выступают инициаторами банкротства организаций и граждан?Д.Ю. Стрелецкий: Налоговые органы обязаны инициировать процедуру банкротства организации, если она в течение 3 месяцев не погасила задолженность по обязательным платежам в размере болееруб. Бесплатная юридическая консультация:

Д.Ю.

Кроме того, Верховный суд недавно разъяснил, что ФНС вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Это связано с рядом причин:Низкая вероятность взыскания денежных средств (налоговые сборы входят в число кредиторских требований третьей очереди, до их погашения в ходе банкротства дело доходит редко).

Невозможность налоговиков влиять на процедуру банкротства через участие в кредиторских собраниях (зачастую сроки ревизии не позволяют им стать полноправными участниками процедуры).

Требования налоговиков зачастую не попадают в кредиторский реестр при банкротсве, что фактически сводит к нулю вероятность их удовлетворения (из-за длительных сроков самой ревизии, затягивания сроков обнародования и обжалования актов о взыскании недоимок инспекторы не успевают заявить о своих денежных требований до закрытия реестра).Начисление налоговых санкций и пени существенно ухудшает статистику налоговиков, в чем они не заинтересованы (например, такие показатели как собираемость налогов и сборов по Инспекции)

Процедура банкротства ООО с долгами в 2019 году

Вносятся правки в документацию.

Банкротство – несостоятельность компании или гражданина уплатить долг.

Когда должника объявляют банкротом, это значит, что он не имеет возможности погашать свои .

Процесс признания компании несостоятельной довольно сложный.

Важно отразить основную причину, по которой возникли долги.

Это может быть банкротство: Вследствие ухудшения финансовой ситуации Которая объясняется неграмотный управлением капитала оборота (капитал утрачивается и фирма не может платить по задолженностям)

Банкротство: уйти от налогов не получится

И мы бы даже добавили, что профессионалы-банкротчики в некоторых случаях оставляют кредитору только пуговицы с этого пиджака.Но процедура банкротства длинная и затратная. При этом тем самым «пиджаком» и деньгами в кармане брюк хочется пользоваться уже сейчас.

Самим подать на банкротство или ждать пока подаст налоговая?

Потому как согласно ст.

59 пункта 3 3.

В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.Т.е. придет управляющий проведет процедуру, его вознаграждение плюс расходы могут составить приличную сумму ( уж точно более 600тысяч рублей).

При отсутствии у должника средств согласно закона эти деньги должен заплатить заявитель. каков риск отвечать по долгам предприятия собственнику и учредителю?ЮлияРиск то есть всегда.

Но знаете из опыта, суд почти всегда на стороне граждан -бывших директоров и учредителей.

Когда налоговая должна ликвидировать ип через банкротство

К примеру, если есть задолженность перед Пенсионным фондом, то закрыть ИП все же можно, но долги придется оплатить уже в качестве физического лица.

То же самое касается долгов перед сотрудниками, ФСС и контрагентами.

Если не рассчитываться, то взыскание кредиторы могут провести в судебном порядке. Нужно ли сдавать отчеты при закрытии Перед тем как подать заявление о закрытии ИП в ИФНС, необходимо знать, что от подачи декларации такое действие не освобождает.

В зависимости от системы налогообложения, на которой работал ИП, существуют определенные сроки подачи деклараций.

Рассмотрим их. Важно Если подобная несостоятельность сохраняется на протяжении трех месяцев, можно инициировать закрытие ИП даже с задолженностью в ПФР и ФНС.

Стоит отметить, что далеко не всегда подобная несостоятельность является основанием для банкротства. Очень часто к предпринимателям, которые имеют долги, применяются такие процедуры, как реструктуризация долгов или имущества:

Растущий налоговый долг — прямой путь к банкротству

Стрелецкий: Нет, учитывается только основной долг, без пеней и штрафов.

Более того, дело о банкротстве может быть возбуждено, только если требования налогового органа подтверждены вступившим в законную силу решением суда или решением о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Читайте также  Обязанности конкурсного управляющего при банкротстве предприятия

То есть просто наличия не погашенной в течение 3 месяцев крупной задолженности по налогам недостаточно.

Сначала необходимо применить весь комплекс мер взыскания этой задолженности, в том числе принять решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика.

И только если оно оказалось не исполнено в течение 30 дней, инспекция может подавать в суд заявление о признании должника банкротом. Взаимодействуют ли при этом налоговые органы с другими кредиторами, в частности с ПФР, ФСС?

Д.Ю. Стрелецкий: Налоговый орган является уполномоченным органом в делах о банкротстве.

Поэтому при инициировании процедуры банкротства,

Фнс научилась получать долги с банкротов

Именно он решает, какие долги нужно заплатить в первую очередь. И далеко не всегда управляющие принимают решение в пользу уплаты налогов.

В ФНС всё же нашли способ мотивировать арбитражных управляющих платить долги по налогам: служба взыскивает с арбитражных управляющих всю сумму задолженности, а также может оштрафовать и банк, в котором открыты счета должника. Штраф может составлять до 30% от общей суммы задолженности, сообщили «Известиям» в пресс-службе ФНС. — Подается жалоба на недобросовестные действия арбитражного управляющего с целью взыскания с него убытков.

Соответствующая кредитная организация привлекается к ответственности в виде штрафа. При этом с такой кредитной организации также могут быть взысканы и убытки, которые были причинены бюджету на сумму неуплаченных должником налогов, — подчеркнули в ФНС.

В случае неуплаты налогов могут быть оспорены и сделки должника с контрагентами, предупредили в налоговой службе.

Четвертый миф. Банкротство как способ уйти от уплаты налогов

• Обработка Оператором моих персональных данных (на бумажных носителях, в информационных системах персональных данных и без использования средств автоматизации, а также смешанным способом) должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», Политики в отношении обработки персональных данных ООО «Правовой центр».

• Оператор вправе осуществлять обработку моих персональных данных следующими способами: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, уничтожение.

Источник: http://advokatssr.ru/kogda-nalogovaja-podaet-na-bankrotstvo-12148/

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.

Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

Источник: http://natalibijou.ru/nalogovaya-podala-v-sud-na-bankrotstvo/

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.

Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота.

Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

В статье я хотел бы обсудить права, обязанности и возможности предприятий по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование излишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и привлечению по этим обязательствам физических лиц, контролирующих деятельность организаций.

Как я уже указал, алгоритм действий у налоговых органов един (даже обосновывающие доказательства и доводы в достаточной мере схожи):

  • инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
  • вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.

Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего

Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

Поскольку НК РФ указывает на вступление решения инспекции в законную силу после утверждения УФНС (в качестве апелляционной инстанции), то, в случае его дальнейшего оспаривания в судебном порядке, не требуется дожидаться решения арбитражного суда. По этой причине, важно реализовывать свои права своевременно: обращаться в арбитражный суд незамедлительно, после получения решения УФНС по апелляционной жалобе налогоплательщика и подавать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Тем не менее, налоговый орган инициирует процедуру банкротства предприятия. Насколько известно юристам по банкротству, дальнейшей процедурой будет руководить тот арбитражный управляющий, кандидатура которого была представлена в арбитраж заявителем: кредитором или уполномоченным органом.

Безусловно, существует ряд арбитражных управляющих, негласно аккредитованных при государственных структурах, которые сотрудничают с ними на взаимовыгодных началах. По результатам проведения наблюдения, арбитражный управляющий обязан составить два документа: анализ финансового состояния должника и заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Вероятность, что у налогоплательщика-банкрота найдутся признаки недобросовестного поведения в виде попытки получения необоснованной налоговой выгоды, очень высока в таком случае.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

Источник: https://jurist-arbitr.ru/nalog/bankrotstvo-predpriyatiya-po-zayavleniyu-nalogovogo-organa/

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Банкротство позволяет компании с наименьшими издержками решить бизнес-проблемы и, в частности, служит хорошим способом избавиться от проверки со стороны налоговиков. Ведь инициация процедур банкротства зачастую отбивает у налоговых органов желание проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, ведь шансы взыскания недоимки не превышают и 5%.

Но не всем компаниям выпадает возможность спокойно обанкротиться, не привлекая излишнего внимания со стороны контролирующих инстанций. Ведь действующее законодательство (ФЗ о несостоятельности и Налоговый кодекс) не содержат никаких запретов на инициацию в отношении юрлица ревизии. На практике вероятность назначения налоговой проверки при банкротсве зависит от комплекса факторов.

Читайте также  Признание сделки недействительной экспертиза банкротство

Вероятность налоговой проверки при несостоятельности предприятия

Рассмотрение в арбитражном суде ходатайства юридического лица или его кредиторов о признании компании банкротом зачастую снижает заинтересованность ФНС в проверках. Это связано с рядом причин:

  1. Низкая вероятность взыскания денежных средств (налоговые сборы входят в число кредиторских требований третьей очереди, до их погашения в ходе банкротства дело доходит редко).
  2. Невозможность налоговиков влиять на процедуру банкротства через участие в кредиторских собраниях (зачастую сроки ревизии не позволяют им стать полноправными участниками процедуры).
  3. Требования налоговиков зачастую не попадают в кредиторский реестр при банкротсве, что фактически сводит к нулю вероятность их удовлетворения (из-за длительных сроков самой ревизии, затягивания сроков обнародования и обжалования актов о взыскании недоимок инспекторы не успевают заявить о своих денежных требований до закрытия реестра).
  4. Начисление налоговых санкций и пени существенно ухудшает статистику налоговиков, в чем они не заинтересованы (например, такие показатели как собираемость налогов и сборов по Инспекции).

Именно из-за вышеизложенных причин налоговики, хоть и включают предприятие-потенциального банкрота в план проверок, но затем его благополучно исключают. Но это применимо к завершающей стадии банкротства, такой как конкурсное производство. Если же предприяте продолжает функционировать (находится на стадиях наблюдения, управления или на процедуре финансового оздоровления), сдавать декларации и уплачивать налоги, то камеральные проверки продолжат проводиться.

Если у юрлица на момент объявления о банкротстве образовалась солидная налоговая задолженность, то, вероятно, налоговики воспользуются своим правом и инициируют ревизию. В противном случае, вряд ли стоит ожидать их активизации.

Вероятность визита Федеральной Налоговой Службы можно снизить, выбрав альтернативный способ ликвидации – реорганизацию  компании.

Сроки проверки ФНС

Согласно действующему законодательству сроки налоговой проверки при банкротстве длятся не более 2-х месяцев (в исключительных случаях – до 3 месяцев). Но на практике этот период зачастую увеличивается, так как обычно процедура приостанавливается на определенный период, не включенный в отведенные два месяца.

После указанного двухмесячного срока у налоговых проверяющих будет еще два месяца для составления акта выездной проверки. Данный документ передается на ознакомление налогоплательщику и на процесс обжалования и рассмотрения возражений может уйти еще два месяца.

Таким образом, от момента начала налоговой проверки при банкротстве до вступления в силу решения о взыскании задолженности может пройти не менее полугода, но чаще и гораздо дольше.

Между тем, чтобы ФНС смогла принять участие в кредиторском собрании и повлиять на важнейшие вопросы процедуры банкротства (в частности, на выбор управляющего или введении той или иной процедуры), то она должна заявить о включении своих требований в реестр в течение месяца после появления в СМИ первой публикации о банкротстве. Но в том случае, когда налоговая проверка банкрота началась уже после старта процесса несостоятельности, то налоговики обычно не успевают с включением в реестр.

Порядок налогового контроля при банкротстве

Налоговая проверка при банкротстве проводится в штатном режиме. Порядок ее проведения установлен в НК РФ (ст.88). Для ее начала не нужно получать какое-либо разрешение от руководителя Федеральной Налоговой Службы или же самого налогоплательщика.

Если речь идет о камеральной проверке, то уведомлять налогоплательщика не требуется. В ходе проверки анализируются представленные в ФНС декларации и бухгалтерские балансы.

В случае обнаружения в них несоответствий инспектора направляют требования о представлении пояснений или предъявлении дополнительных документов должнику.

Например, если компания претендует на льготы, было заявлено НДС к возмещению и пр. Такие требования инспекторов должны быть удовлетворены в течение 5 дней после получения представителем юридического лица уведомления из инспекции.

В ходе налоговой проверки при процедуре несостоятельности могут привлекаться эксперты и свидетели, запрашиваться подтверждающая документация у контрагентов предприятия.

Представители юрлица могут и вовсе не узнать о том, что в отношении них проводилась проверка, когда не будет выявлено никаких расхождений или несоответствий. Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено.

Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами.

Камеральная налоговая проверка при банкротстве

Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие. При такой проверки анализируется имеющаяся в распоряжении ФНС документация по налогоплательщику и при необходимости делается запрос

Шанс на решение об отмене камеральной проверки возрастает при соблюдении следующих условий:

  • юрлицо ответственно подходило к вопросу сдачи отчетности и сдавала ее в положенные сроки;
  • у компании отсутствовали дебиторы и кредиторы;
  • юрлицо сдавало нулевые балансы;
  • у общества единственный учредитель;
  • несостоятельная организация не вела деятельность последние три года.

Выездная ревизия налоговой при несостоятельности

В законодательстве нет такого понятия как выездная проверка, но обычно она подразумевает ревизию непосредственно на территории юридического лица. Такая проверка может начаться только с разрешения руководителя инспекции.

Руководитель банкротящегося предприятия или назначенный арбитражный управляющий обязан предоставить проверяющим специальное помещение, не препятствовать исполнению ими своих обязанностей, проводить осмотры и опрашивать свидетелей, знакомиться с документацией и пр. У руководителя также есть не только обязанности, но и права на обеспечение участия понятых при выемке документов и осмотре.

Что происходит с проверкой, если в ее ходе юридическое лицо решило объявить о своем банкротстве? Тогда она завершиться в штатном режиме, но о своих требованиях инспектора могут заявить только с учетом специфики процедуры банкротства компании (т.е. путем их включения в реестр или заявлении о недоимке за пределами реестра).

Контроль ФНС при банкротстве ООО

При банкротстве ООО налоговая проверка может производиться как в выездном, так и штатном режиме. В ходе банкротства обычно отстраняется руководящий состав компании и все полномочия переходят к временному управляющему. В такой ситуации все требования налоговиков о запросе дополнительных сведений должны проводиться через назначенного судом арбитражного управляющего. Сами представители органов управления могут привлекаться в качестве свидетелей.

Казалось бы, по результатам процедуры банкротства компании все долговые обязательства компании аннулируются, а долги по налогам подлежат списанию. И даже если налоговики при ревизии выявят нарушения, но денег на удовлетворение требований перед бюджетом у компании не останется (размер конкурсной массы получится меньше, чем вся задолженность перед кредиторами), то будет считаться, что они погашены.

Но в некоторых ситуациях возможно привлечение к субсидиарной ответственности руководителей компании-банкрота. Ведь уклонение от уплаты налогов в России относится к уголовным деяниям. Кратко процедура привлечения к ответственности руководства будет выглядеть так:

  1. По результатам налоговой проверки при банкротсве составляется акт и принимается решение о доначислении налогов и привлечении уполномоченных лиц к ответственности.
  2. Вступление принятого решения в законную силу и направление лицу требования об уплате налогов.
  3. Неисполнение требования руководством в течение двух месяцев.
  4. Направление материалов инспекторами в ОВД и принятие решение о возбуждении/отказа в возбуждении уголовного дела.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы

По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.

В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.

Источник: https://bankrotstvoved.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/nalogovaya-proverka-pri-bankrotstve